Путешествия по Уралу

Багаряк: Восстановление храма Вознесения Господня

Челябинка Александра Малова получила два высших образования. Оба дипломных проекта у нее были связаны с реконструкцией полуразрушенной православной святыни села Багаряк.

Так выглядел храм Вознесения Господня по результатам лазерного сканрирования

— По первому образованию я инженер-строитель, — рассказывает Александра. — В 2011 году я окончила Архитектурно-строительный факультет ЮУрГУ. Специализация: «Городское строительство и хозяйство». По второму образованию я экономист-менеджер. Спустя год, в 2012-м, окончила Экономический факультет того же ЮУрГУ. Специализация: «Экономика и управление на предприятии».

Даже разрушенное здание церкви поражает своим величием

— И как же ваши «вышки» связаны с храмом в Багаряке?

— Над первым дипломным мы работали вдвоем с одногруппницей Юлией Кузюкиной. Перед нами стояли задачи воссоздания архитектурного облика, разработка мероприятий по восстановлению, или, в крайнем случае, консервации церковного здания. Оказалось, что не сохранилось ни чертежей, ни документов по этому храму. С помощью лазерного сканирования удалось разработать набор чертежей.

— Как это делается?

— При помощи лазерного сканера с нескольких точек осуществляется замер расстояний. Затем в компьютерной программе получается вид здания, состоящий из миллиона точек. Таким образом, были воссозданы плоские чертежи с разных видов храма. А от них один шаг до 3D-модели, но для ее создания нам не хватило ни времени, ни опыта.

— То есть виртуально храм Вознесения Господня был полностью восстановлен?

— Да. Затем здание было привязано к рельефу, то есть мы увязали с церковью прихрамовую территорию, создали ведомость дефектов строительных конструкций: были описаны разрушения штукатурного слоя, кирпичной кладки, конструкций полов и кровли. Наш дипломный руководитель — архитектор Ольга Васильевна Здарская — помогла разобраться нам с маленькими деталями и восстановить внешний облик храма. Он был построен в стиле провинциального барокко при переходе к классицизму, как церкви в соседних селах. Вполне возможно, что в самом Багаряке или где-то рядом был кирпичный завод.

— Почему вы выбрали тему восстановления храма в Багаряке?

— Мои родители родом из этого села. Там у нас много родственников. Я с детства ходила к храму, облазила его и мечтала сделать что-нибудь полезное для него и для села… И когда строительные разделы были выполнены, в рамках второго дипломного проекта, я сделала экономические расчеты по реконструкции и консервации храма.

— Какое-нибудь  практическое применение у ваших дипломных работ есть?

— Возможно, часть чертежей, полученных лазерным сканированием,  передали в епархию. С использованием этих чертежей часть храма была законсервирована. Здание начали восстанавливать, но было установлено, что оно находится в аварийном состоянии, и пребывание там опасно для жизни. Теперь в храме перекрыта крыша над алтарной частью, заполнена часть дверных и оконных проемов. Здание законсервировано до лучших времен.

Храм в Багаряке: надежда на будущее

В настоящий момент службы проводятся в мольном доме, расположенном в бывшей школе-интернате неподалеку от «аварийного» храма. Приход действует уже пять лет. Багарякский священник отец Сергий (Топычканов) говорит по поводу реставрации храма:

— По зданию необходим проект восстановления. В этом году мы второй раз подавали заявку в федеральную программу «Культура России». В 2018-м по поводу нашего храма отмолчались, но есть надежда, что все переменится к лучшему. А то, что подготовили в ЮУрГУ, это эскизный проект. Говорить о нем, как о проекте восстановления, не серьезно. Нужна проектно-сметная документация, а это стоит больших денег. Только один проект стоит порядка двух с половиной миллионов рублей.

Из истории Багарякского храма

По преданию, до строительства каменного Приходского храма в честь Вознесения Господня в селе Багаряк было две деревянные церкви. Одна из них за ветхостью была снесена в 1797 году. Вторая сгорела вместе со всем архивом и ценностями в 1817-м.

1818, 21 сентября — закладка первого камня в основании двух храмов: престольного холодного во имя Вознесения Господня и предельного теплого во имя святой великомученицы Екатерины. Ансамбль теплого храма дополнен трёхъярусной колокольни.

1819, 11 октября — освящение и начало богослужений в новой церкви.

Особенности храмовой архитектуры — архаичные формы, вспарушенный свод с заметно поднятой центральной частью. Стиль — переход от провинциального барокко к классицизму.

В 1848 году установлен трёхъярусный иконостас с местными иконами, имеющими серебряные ризы (оклад).

1874 — упразднение предельного храма и возведение вместо него двух пределов престольного. Северный посвящен святому Праведному Симеону Верхотурскому Чудотворцу, южный — святой великой Екатерине.

Церковный приход по состоянию на начало XX составлял 4000 человек. В штате храма состояли два священника, дьякон и псаломщик.

1932 — год закрытия Багарякской церкви. В здании располагались клуб и библиотека, в годы войны — учебные классы.

2013, 28 августа — проведение Божественной Литургии впервые за последние 80 лет. Служба состоялась в день Успения Пресвятой Богородицы.

Фото предоставлены Александрой Маловой

Особая благодарность жительнице Багаряка Елизавете Васильевне Воробьевой, оказавшей помощь при подготовке проекта восстановления храма

На сайте путешествий «Южноуральский маршрут» (http://marshrut74.ru/) продолжается запись в заочную Школу юных журналистов. 
1. Лекции по основам журналистики (Viber, WhatsApp, Skype). 
2. Практические задания, творческие эксперименты и контрольные работы. 
3. Публикация подготовленных материалов на сайте. 
4. Проведение занятий в индивидуальном порядке. 
Обращайтесь на e-mail: marshrut-74@yandex.ruvla-verigo@yandex.ru
или по тел. 8-963-085-30-48.

Один комментарий

  • Lookel.ru

    Сегодня храмовый комплекс в селе Большой Куяш видят все, кто проезжает через населенный пункт на рейсовых автобусах или автомобилях. Разрушенный храм невольно приковывает внимание жителей и путешественников, так как находится в живописном месте и возвышается над селом. Монументальное сооружение десятилетия находится в полуразрушенном состоянии. Долгое время там не было пола, окон, из полуразрушенных стен торчали железные прутья. Нахождение в храме было небезопасным. Но из любопытства путешественники не раз останавливались и бродили по остаткам когда-то мощного и красивого религиозного сооружения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *