Записки краеведа

История длиною в три века

В прошлом году поселку Спасский, расположенному в Верхнеуральском районе, исполнилось 275 лет.

Спасский редут был заложен в 1743 году в день Всемилостивого (Медового) Спаса, который отмечается 14 августа (по новому стилю). Поселение расположилось на правом берегу реки Яик в 18 верстах к югу от Верхнеяицкой крепости. По другим данным день застройки пришелся на 6 августа (19 августа по новому стилю) и приходится на празднество Яблочного Спаса. Спасский редут относился к Орской дистанции Оренбургской пограничной линии.

Поначалу, когда только началось сооружение укреплений, к северо-западу от места закладки редута на небольшой возвышенности был развернут временный бивак, где имелось всего несколько землянок для ночлега прикомандированных служивых людей. Их основу составили исетские казаки Чебаркульской крепости, которые позднее в первой половине XIX века стали первыми жителями нового поселка. К примеру, по данным за 1792 год гарнизон редута включал в себя 45 солдат (с одной пушкой), 53 служилых башкир и 47 исетских казаков. Место существовавшего некогда временного лагеря местные жители уже давным-давно зовут «Лагерной горой».

По воспоминаниям старожилов, Спасский делился на две части: северная называлась Солдатск, а южная — Форштадт. Между двумя частями поселения пролегал небольшой овраг, который называли Могильным логом, так как возле него разбили сельский погост. Изначально на северной территории редута была выстроена солдатская казарма, и там располагался основной гарнизон: прикомандированные солдаты, а на южной стороне построили крепость.

Лишь спустя долгие годы, когда государственная граница была передвинута далеко на восток, в Форштадте крепостные стены разобрали и там стали рубить свои дома казаки-переселенцы. Очень долго жители обоих половин поселка враждовали между собой. Нередко, форштадцы и солдатчане устраивали между собой кулачные схватки.

В 1838 году Верхнеуральская крепость прекратила свое существование. Верхнеуральск был переименован в станицу, а все редуты — в поселки. Так и появился поселок Спасский. Так как основной костяк населения был сформирован из казачьих семей, то вскоре жители поселения нарекли его Спасской станицей.

В материалах по краеведению установлено имя одного из атаманов станицы — Иван Николаевич Медведев. В 1864 году в честь нерукотворного образа Спасителя в станице была возведена деревянная церковь на кирпичном фундаменте. Она находилась в солдатской части поселка, в 30-е годы прошлого века, к сожалению, была разобрана. По архивным данным, в 1873 году в Спасском насчитывалось 226 дворов, в 1892-м — уже 288 дворов (748 душ мужского пола и 810 душ женского пола, имелись в наличии две деревянные школы, ветряная и водяная мельницы).

Когда колхозы объединялись и процветали

В 1928 году в поселке начинает функционировать товарищество по совместной обработке земли (далее — ТОЗ) «Труженик», руководил которым Иван Панов. Через сезон ТОЗ преобразовался в колхоз «Маяк трудового народа». В 1930-м казаки Форштадта создают свой колхоз «Правда». Новое коллективное хозяйство возглавил А. Панов. Интересно то, что через год — 30 июня 1931-го оба колхоза объединились в один под названием «Маяк трудового Урала».

Спустя пять лет колхоз был переименован, теперь он получил название «Политотделец». К нему закрепили 12146 га земли, в т. ч. пашни — 6476 га, сенокосов — 2577 га, выгона — 2566 га. Селяне выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху, вику, бобовые культуры, овощи, картофель; разводили пчел. В Спасском действовала кузница, сапожная мастерская, детские ясли, клуб, изба-читальня.

В середине 50-х годов, когда в председателях находился Василий Александрович Лебедев, «Политотделец» одним из первых в Верхнеуральском районе становится колхозом-миллионером. Колхозники «Политотдельца» неоднократно участвуют в сельскохозяйственных выставках в Москве. К этому времени в колхозе было очень развито пчеловодство (имелось пять пасек — 600 пчелосемей), существовали пять бригад (у каждой был свой дойный гурт). Всего в колхозе содержалось более 2200 коров. В поселке работала маслобойня, которая приносила за одни сутки более 200 кг сливочного масла. На самой первой сельскохозяйственной выставке в Москве председатель Лебедев знакомится с руководством ткацких фабрик из городов Одессы и Харькова и договаривается с ними о сбыте его колхозом овечьей шерсти. После чего, колхозники стали заинтересованы в разведении крупных стад овец, ведь за шерсть ткачи расплачивались длинным рублем.

Буквально через два-три года спассцы уже держат около трех тысяч голов овец. Также за рекой Урал (на ее левом берегу) вскармливается до восьми тысяч свиней, более четырех тысяч кур-несушек, около четырех тысяч уток и гусей.

Построили самую передовую сельскую школу

В 1959 году к председателю колхоза приходит с предложением о строительстве нового здания школы тогдашний директор Матвей Иванович Киуру. За долгим разговором директор и председатель надумали начать строительство новой школы в складчину (колхоз и государство выделяют деньги пополам).

За выбором проекта здания школы пришлось Василию Лебедеву ехать в Челябинск. Выбор пал на добротный, современный по тем временам проект двухэтажного здания с актовым залом, вместо которого, впоследствии, был сооружен просторный и большой спортивный зал. Строительную бригаду колхозников поручено было возглавить молодому Василию Всеволодовичу Головину, закончившему не так давно строительный техникум. И работа «закипела». Через два года, в ноябре 1961-го отстроенная школа уже открыла свои двери для детворы поселка.

Недавно, листая подшивки районной газеты «Сельский день» за 1962 год мною обнаружена заметка о заседании Верхнеуральского райисполкома, на котором решается вопрос о преобразовании Спасской восьмилетней школы в десятилетку.

В том же году, когда в Советском Союзе началась тенденция по укрупнению с/х предприятий, «Политотделец» вошел на правах I отделения в состав образованного совхоза «Приуральский», который просуществовал до начала 90-х годов. В 1992-м на базе отделений бывшего совхоза учреждается Акционерное общество «Агро-калибр», тогда же имевшийся овощной цех совхоза становится автономным сельскохозяйственным предприятием — ООО «Надежда».

Музейная экспозиция, посвященная ветеранам поселка Спасский

Поселок Спасский гордится своими ветеранами

По инициативе бывшего главного агронома совхоза «Приуральский» Гавриила Васильевича Алевского (удостоен звания Герой соцтруда, трудясь еще комбайнером в совхозе «Карагайский») в Спасском создан одним из первых в районе историко-краеведческий музей «Память».

Какой поселок может быть без талантливых и трудолюбивых людей? Да никакой! Вот и в Спасском в разные годы жили и трудились замечательные люди. Одним только орденом Трудового Красного Знамени награждено девять человек, орденом Знак Почета — семь, орденом Трудовой Славы III степени — четыре. Целые семейные династии приносили славу и известность поселку: Кожевниковы, Черновы, Медведевы, Пановы, Кульпины, Головины, Яковенко, Харькины, Касимовы, Лебедевы и другие.

Опираясь на архивы Оренбургского казачьего войска, в Спасском работал учителем мужской школы казак Александр Головин, который был награжден серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте. Также известны такие спассцы, как казак Алексей Васильевич Зуев (участник I мировой войны, партизанивший в отряде Каширина, умер в 1921-м); Тимофей Иванович Седельников — русский политический деятель, депутат Государственной думы Российской империи I созыва от Оренбургской губернии; Виталий Иванович Кульпин, трудившийся трактористом-механизатором и в 1971 году ставший Героем соцтруда (ранее в 1957-м за освоение целинных и залежных земель он был награжден орденом Ленина).

Кстати, первая отечественная чемпионка мира по тхэквондо Ольга Эриковна Иванова родилась в Спасском. В интернете ее малой родиной ошибочно считают Верхнеуральск.

Осенью 2015 года в Спасском были заложены фундаменты под церковь и детскую воскресную школу. В 2016-м начинается строительство стен будущего храма Спаса нерукотворного. Весной следующего года на будущем храме монтируется кровля, а в июне уже устанавливаются три купола. В настоящее время идет работа по внутренней отделке церкви, ее территория огорожена железным забором. Думается, что это только первая ласточка для «новой жизни» нашего поселка.

Мне, как родившемуся здесь же, хотелось бы, чтобы родной поселок вновь возрождался. Пусть он становится чистым и опрятным, чтобы у спассцев была работа на селе, а поля вокруг не зарастали бы бурьяном и лесом.

А. А. Фурцев, г. Верхнеуральск.